Заглавная


2104/05
общий вид 2104
общий вид 2105
двигатель сбоку
двигатель перед
крив.-шат.мех.
смазка двигателя
охлаждение
питание
карб 05 устр-во
карб 05 работа
карб 051 устр-во
карб 051 работа
в.фильтр,выхлоп
сцепление
его привод
КПП-4 устр-во
КПП-4 работа
КПП-5 устр-во
КПП-5 работа
кардан
мост
подвеска перед
подвеска зад
амортизаторы
рулевое
тормоза
тормозная сист
её работа
сиденья
генератор
стартёр
зажигание
освещение
приборы
кузов
отопитель


Устройство автомобилей по маркам и моделям:
21213/214 Нива 2121 2101/02 2103/06 2104/2105 2107 2108/09/099 2138/2140 2141 2401/2410 31029/2410

Если раздела по Вашему автомобилю нет, но Вы хотели бы, чтобы он был, окажите помощь своим альбомомом/каталогом.
Сообщайте, если найдёте ошибки.
Если есть материал по автомобильной тематике, можете разместить его здесь, ваш (с) сохраняется.
На автомобилях установлен четырехцилиндровый, четырехтактным карбюраторный двигатель модели 2105 с ременным приводом распределительного ва- ла. На части автомобилей может быть установлен двигатель 21011 с цепным приводом распредели- тельного вала. В настоящем альбоме описывается двигатель 2105. Компоновка двигателя отличается простотой и удобством обслуживания. Все узлы, требующие регулировки и ухода (распределитель заживания, свечи, карбюратор, воздушный фильтр, и т.д.). установлены в легкодоступных местахЦи- линдры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую от- ливку блок цилиндров При такой компоновке обес- печивается прочность конструкции. жесткость, компактность, надежность и уменьшается масса двигателя. В нижней части блока цилиндров на пяти опорах установлен коленчатый вал. Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются са- моподжимными резиновыми сальниками. Поршни 46 имеют по два компрессионных кольца и одно мас- лосъемное с разжимной пружиной. Соединен пор- шень с шатуном поршневым пальцем, запрессован- ным в верхнюю головку шатуна. На каждый цилиндр двигателя приходится по одному впускному и од- ному выпускному клапану, которые приводятся в действие распределительным валом 27, установ- ленным на головке цилиндров в алюминиевом кор- пусе подшипников 26. Верхнее расположение расп- ределительного вала позволяет уменьшить массу возвратно-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Распреде- лительный вал приводится во вращение от колен- чатого вала с помощью зубчатого ремня 18. Кла- паны приводятся в действие специальными рычагами 28. Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат и ус- танавливается на автомобиле на трех эластичных опорах. Опоры воспринимают как массу силового агрегата, так и нагрузки, возникающие при тро- гании автомобиля с места, разгоне и торможении. Конструкция подвески силового агрегата обеспе- чивает минимальные колебания двигателя и устра- няет передачу его вибраций на кузов. Двумя пе- редними опорами 38 двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а зад- ней 39 - к поперечи не задней подвески двигате- ля. Передние опоры имеют резиновые подушки 45, в которых завулканнзированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины, а для ограничения ходов применены буфера 44, ко- торые представляют собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой. Подушки передней опоры крепятся к промежуточным пласти- нам, а те, в свою очередь, к кронштейнам 42 пе- редней опоры двигателя. Кронштейны закрепляются на фланце блока цилиндров четырьмя шпильками Для предохранения правой подушки от горячей приемной трубы глушителей под нее устанавлива- ется защитный кожух. Задняя опора 39 состоит из трех спальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине. Верхняя пластина крепит- ся к задней крышке коробки передач, а нижние к поперечине задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечины при затягивании бол- тов крепления опоры, между полками устанавлива- ются дистанционные втулки. Блок цилиндров 16 является базовой деталью двигателя и служит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомогательных агрегатов двигателя. Блок отлит из специального низколегированного чугуна. Для повышения жесткости нижняя плоскость опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала. Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемы х буквами А, В. С. D и Е. Диаметры цилиндров, соответствующие эти классам следующие, мм: А 79,000-79,010 В 79,010 -79,020 С 79,020-79,030 D 79.030-79.040 Е 79,040-79,050 Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Ци- линдр и сопрягающийся с ним поршень должны иметь одинаковый класс. При ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под увели- ченный диаметр поршней (на 0,4, 0,8 мм) с уче- том обеспечения зазора между поршнем и цилинд- ром 0,05-0.07 мм. Зля проведения ремонта кривошипно-шатунного механизма выпускаются де- тали ремонтных размеров: поршни и поршневые кольца, увеличенные по диаметру на 0.4 и 0,8 мм, вкладыши коренных и шатунных подшипников для шеек коленчатого вала, уменьшенных по диа- метру на 0,25: 0,5; 0.75 и 1,00 мм. В нижней части блока цилиндров расположены пять опор ко- ренных подшипников коленчатого вала с тонкос- тенными сталеалюминевыми вкладышами. Подшипники имеют съемные крышки 2. которые крепятся к бло- ку самоконтрящимися болтами. Отверстия под под- шипники коленчатого вала в блоке цилиндров об- рабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемы и для различия на их наружной поверхности сделаны риски. Для кры- шек первых четырех подшипников число рисок со- ответствует номеру крышки. На пятой крышке на- несены две риски с большим промежутком между ними. Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров. По обе стороны заднего коренного подшипника проточены гнезда для установки упор- ных полуколец 37, удерживающих коленчатый вал от осевых перемещении. С передней стороны под- шипника ставится сталеалюминевое полукольцо, а с задней металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом. Следует иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуко- лец, должны быть обращены к упорным поверхнос- тям коленчатого вала. Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигателя обеспечи- вается в пределах 0,06-0.26 мм. Если в эксплуа- тации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходимо заменять упорные полу- кольца новыми или ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. В передней части блока цилиндров име- ется полость для привода механизма газораспре- деления, отделенная от картера двигателя тремя сальникам и. Полость закрыта тремя пластмассо- выми крышками 4, 10 и 21. С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 36 заднего сальника. С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр топливный насос, установлены система вентипяции картера и датчик давления масла. С правой стороны на блок цилиндров уста- новлены насос охлаждающей жидкости и генератор. На верхней плоскости блока в передней левой ее части устанавливается распределитель зажигания Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампован- ным картером 41. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между картером и блоком ци- линдров установлена прокладка из пробка- рези- новой смеси. Для слива масла из картера предус- мотрена пробка 49. В пробке установлен постоянный магнит, который притягивает к себе мелкие стальные частицы, попавшие в масло при работе двигателя. Головка цилиндров Г) общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, причем над каждым цилиндром сделаны ка- меры сгорания клиновидной формы. В каждой каме- ре имеется резьбовое отверстие для свечи зажи- гания. С левой стороны в передней и задней части головки цилиндров выполнены каналы для стока масла в масляный картер. В головку зап- рессованы седла клапанов, изготовленные из спе- циального чугуна, чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагрузок. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана. Рабочие фаски седел обрабатываются после запрессовки в сборе с го- ловкой цилиндров, чтобы обеспечить точную соос- ность фасок с отверстиями направляющих втулок клапанов. Направляющие втулки клапанов также изготавливаются из чугуна и запрессовывается в головку цилиндров с натягом. В отверстиях нап- равляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до половины длины отверстия, а у вту- лок выпускных клапанов - на всей длине отверс- тия. Между головкой и блоком цилиндров установ- лена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом каркасе и пропитан- ная графитом. По краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку из мягкой стали От- верстие канала подачи масла к распределительно- му валу окантовано медной лентой. Чтобы прок- ладка не прилипала к блоку и головке цилиндров, перед сборкой ее рекомендуется натереть графи- том. Головка цилиндров крепится к блоку цилинд- ров одиннадцатью болтами. Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку цилиндров и исключения коробления болты необходимо затяги- вать на холодном двигателе в два приема с по- мощью динамометрического ключа и в строго опре- деленной последовательности (от центра к периферии налево и направо поочередно). В пер- вый прием затяжка осуществляется предварительно момент затяжки приблизительно 39,2 Н.м (4 кгсм). Во второй прием производится окончатель- ная затяжка моментом 112.7 Им (11,5 кгсм). Бол- ты крепления головки цилиндров следует подтяги- вать после пробега первых 2000-3000 км, а в дальнейшем после снятия головки цилиндров или при появлении признаков прорыва газов или про- пуска охлаждающей жидкости между блоком и го- ловкой цилиндров. Сверху головка цилиндров зак- рыта крышкой 31. Крышка отлита из алюминия. В верхней части крышки имеется горловина для за- ливки в двигатель масла. Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой уста- новлена прокладка. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек.

1. Коленчатый вал.
2. Крышка первою коренною подшипника.
3. Держатепь переднею сальника коленчатою вала.
4. Нижняя защитная крышка зубчатого ремня.
5. Зубчатый шкив коленчатого вала.
6. Шкив коленчатою вала.
7. Шпонка шкивов коленчатою вала.
8. Храповик.
9. Крышка привода распределительного вала.
10. Средняя защитная крышка зубчатого ремня
11. И Ремень привода вентилятора, насоса охлаждающей жидкости и генератора.
12. Шкив генератора.
13. Валик привода масляного насоса и распределителя зажигания .
14. Шкив привода масляного насоса и распределителя зажигания .
15. Вентилятор системы охлаждения двигателя.
16. Блок цилиндров.
17. Натяжной ролик зубчатою ремня.
18. Зубчатый ремень привода распределительного вала.
19. Головка Цилиндров.
20. Шкив распределительного вала.
21. Верхняя защитная крышка зубчатого ремня.
22. Держатель сальника распределительного вала.
23. Установочный выступ на корпусе подшипников распределительного вала.
24. Выпускной клапан.
25. Впускной клапан.
26. Корпус подшипников распределительного вала .
27. распределительный вал .
28. Рычаг привода клапана.
29. Маслоналивная горловина крышки головки цилиндров.
30. Прокладка крышки головки цилиндров.
31. Крышка головки цилиндров.
32. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
33. Свеча зажигания.
34. Палец поршня.
35. Маховик с зубчатым ободом в сборе.
36. Держатель заднего сальника коленчатого вала.
37. Упорное полукольцо коленчатого вала.
38. Передняя опора двигателя.
39. Задняя опора двигателя.
40. Передняя крышка картера сцепления .
41. Масляный картер.
42. Кронштейн передней опоры.
43. Пружина передней опоры.
44. Буфер подушки передней опоры .
45. Резиновая подушка передней опоры.
46. Поршень.
47. указатель уровня масла.
48. Шатун с крышкой в сборе.
49. пpoбкa сливного отверстия масляного картера .
50. Втулки валика привода масляного насоса и распределителя зажигания